Слушать радио онлайн

Учиться учить

Образование САФУ
15.08.2017
362
0+
0

Ссылка на публикацию: http://arcticvector.narfu.ru/article/workshop/uchitsya-uchit/

 

Без барьеров

На практику я шла без иллюзий. Для многих школьников урок русского языка — невероятная мука. А литературы — шанс немного отдохнуть и побездельничать. Их цель — не новые знания, а получить положительную оценку, затратив как можно меньше времени и сил. Изменить такое отношение сложно, во многом его формирует сама образовательная система.

Я была уверена, что завоевать любовь детей к предмету — идея из области фантастики, тем более, когда в твоем распоряжении всего лишь месяц. Но я ошибалась. Дети будут любить твой предмет, если ты полюбишь детей. Самое сложное препятствие на этом пути — психологический барьер. Студент, учась в вузе, настолько перестраивается на новый образ жизни, что порой забывает себя в школе. Кажется, что современные школьники иные, не такие как раньше.

Да, мир меняется, но одно остается неизменным: школьники — дети. Они не будут беспрекословно исполнять твои требования, выполнять все домашние задания, активно отвечать на уроках. Стоит задуматься лишь о себе: как ты вольешься в коллектив детей.

Все проще, чем кажется. Новеньких в школе ученики воспринимают настороженно, но четко улавливают их внутренние состояния. Поэтому стоит отбросить все страхи, быть открытым и позитивным. Улыбка и доброжелательность — залог успеха, даже если на уроке не все получится. Активное вовлечение детей в учебный процесс — второй фактор завоевания любви и уважения. Не стоит ориентироваться исключительно на отличников. Может оказаться, что троечнику просто не давали высказаться на уроке, и он потерял интерес к предмету. Привлекайте неактивную часть класса, так предмет освоят лучше. Не доверяйте «ярлыкам», которые навешены на ученика вашими коллегами. Постарайтесь ориентироваться на свои впечатления.

Универсальный конспект

Конспект урока — основа основ. Студент перед практикой уверен, что если проработать конспект и отобрать материал, все обойдется без форс-мажоров. Однако не в конспекте едином профессионализм учителя. Практика доказывает: даже самый информативный конспект может оказаться провальным сценарием урока. Не будем утопистами: не существует универсальных учеников, классов, школ, где преподают по четкому плану. То, что легко поняли в одном классе, может быть сложно и непонятно другому.

Чтобы избежать ошибок и неудач, главное — свободно владеть материалом. Причем, уметь не только пересказать учебник, но и оперировать интересными фактами, способными удержать внимание детей.

На уроке неопытному студенту бывает трудно отойти от заранее подготовленной схемы, сходу придумать что-то новое, когда, казалось бы, придумано уже все. Ты не знаешь, как незнакомый тебе класс воспримет материал. Возможно, он окажется легким, и тогда темп урока будет слишком быстрым, или, наоборот, за урок не успеешь объяснить и половину запланированного. На этот случай неплохо всегда иметь несколько запасных заданий, которые помогут спасти ситуацию. У меня это были разного уровня сложности лингвистические задачи, которые помогали завоевать внимание детей. Например, установить логическую последовательность предложений в тексте или сочинить предложения согласно заданным схемам.

Но бывают ситуации, на которые ты не сможешь повлиять здесь и сейчас, поэтому необходимо всегда быть на шаг впереди. Например, на одном из моих уроков по литературе оказалось, что весь класс не только не прочитал произведения, но и не принес книг. В этом была моя ошибка: не проконтролировала запись домашнего задания и не подготовилась к такому развитию событий. После этого урока я решила вставлять отрывки текста в презентацию или брать парочку книг из библиотеки.

Так за время практики я пришла к выводу: конспект — лишь опора. Каким будет урок, зависит не только от учителя. Дети способны мыслить гораздо шире и задавать такие вопросы, на которые учитель мог не обратить внимания.

Опасные игры

Сегодня педагогика говорит нам об актуальности уроков в форме игры, а также применения различных игровых методов и приемов. Но не поднимается один важный вопрос: готова ли система образования к игровым урокам? Не хочу утверждать категорично, что такие методы обучения не нужны, просто используйте их с осторожностью. Если есть риск не справиться с гиперактивными школьниками, то лучше провести занятие в классической форме беседы.

 

Когда я рискнула провести литературную игру по группам, поняла, почему учителя предпочитают работать по давно опробованным методам. В результате моего эксперимента, урок превратился в «балаган». Шум обсуждений было невозможно прекратить. Конфликтные ситуации то и дело разгорались внутри групп. Толпа пятиклашек забыла обо всем в борьбе за первенство. Недоработка практиканта, возразите вы? Не спорю, но... Вспомните свои школьные годы. Далеко не каждый опытный учитель способен удержать дисциплину. Демократичные методы преподавания часто приводят к анархии на уроках, а преподавательский авторитаризм, наоборот, убивает интерес к учебе. Золотую середину современному образованию, на мой взгляд, еще предстоит найти.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо пройти авторизацию
Войти через соцсети

Комментарии (всего 0 шт.):
X

Сообщение об ошибке на сайте







* Вы также можете отправить сообщение на umr@sut.ru

X